Все болезни от нервов…

Раз уж Вы не вняли предупреждениям на плакатике у входа на этот сайт, надо полагать, что Вам не чужда позиция любознательного исследователя, удачно сочетающаяся с живым интересом ко всему, что связано с автомобилем.

Этот раздел посвящён чрезвычайно интересному кругу вопросов, связанных с психологическими аспектами деятельности человека за рулём.

“Все болезни — от нервов…” В каждой шутке есть доля шутки… Однако, применительно к автомобилизму, доля шутки в заглавной фразе столь незначительна, что, как выразился бы О.Генри, если потереть белоснежным носовым платком, на нём не останется и пятнышка…

Как-то так сложилось, что многомиллионная и всё растущая армия автомобилистов представляет собой плохо управляемое сообщество, членов которого, образно говоря, “рожают” без особых мук в плохо приспособленных учреждениях с малоквалифицированным “персоналом”, вооружают условным законам о правилах поведения, обучают едва, как передвигаться, и выпускают в новый, совершенно незнакомый мир, который с холодной усмешкой готовит “новобранцу” свою собственную “школу”…

Мир этот живёт по своим собственным законам, редко благожелателен, подчас жесток, и заставляет новичка проходить последовательно ряд этапов — “посвящений”, начиная от “чайника”, лишённого всяких привилегий, и заканчивая “асом” с выкованным в борьбе за выживание “правом” произносить слово “чайник” с подобающей презрительностью…

    Не слишком привлекательная картина, однако всё в руках человека, носящего гордое звание “сапиенс”, и, коль скоро мы предоставлены самим себе, не грех и попытаться внести в существующее положение дел некоторые корректировки своими силами, тем более, что это вовсе не безнадёжная затея.

    Итак, наша главная цель — изучение мира автомобилистов, исследование законов, по которым этот мир живёт и функционирует, выявление его несовершенств и слабостей, и, наконец, самосовершенствование, побочными эффектами которого неизбежно будут:

  • качественное изменение среды, в которой Вы живёте, будучи за рулём;
  • здоровый образ “жизни” в среде автомобилистов и Ваше душевное равновесие;
  • совершенно иной уровень безопасности вождения.

Сформулируем некоторые понятия, с которыми нам придётся иметь дело:

АВТОЦЕНОЗ — замкнутая социальная система, живущая по своим законам и правилам;
ОБЪЕКТ — элементарная составляющая Автоценоза;
ВЫ — Объект;
ОБЪЕКТИВНОСТЬ — совершенно непременное условие по отношению ко всем Объектам без исключения, в том числе по отношению к Объекту “Вы”;
МАСТЕРСТВО — реальный уровень водительской подготовки Объекта;
АС — Объект с завышенной оценкой собственного Мастерства;
ЧАЙНИК — наиболее распространённый термин из лексикона Аса;
ПДД — свод условных правил поведения Объектов;
ПОНЯТИЯ АВТОЦЕНОЗА — свод реально действующих правил поведения Объектов;
САМОНАДЕЯННОСТЬ — главная отличительная особенность Аса;
БЕСПЕЧНОСТЬ — фоновая недооценка реального уровня риска в процессе вождения;
МОТИВ — причина, побуждающая Объект к конкретному поведению;
ДОРОЖНАЯ СИТУАЦИЯ — динамическое взаимоположение Объектов;
ПРОГНОЗ — предположительное развитие дорожной ситуации;
АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ — действия Объекта в ответ на развитие дорожной ситуации в соответствии с каким-либо сводом правил и норм поведения;
ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ — возможность оценить логику действий Объекта и прогнозировать его поведение в ответ на динамическое развитие дорожной ситуации;

    Разумеется, список понятий не полон, он будет расширяться по мере погружения в обозначенную область взаимоотношений.

Автоценоз

    Термин “автоценоз” возник по аналогии с “биоценозом” и призван обозначить устойчивую социально-психологическую структуру, поведение членов которой определяется как официально действующими нормативами типа ПДД, так и неписаными законами и правилами, вырабатываемыми структурой внутри себя стихийно. Как правило, эти внутренние правила (“Понятия” Автоценоза), являются зеркальным отражением господствующих в обществе социальных, культурных, бытовых концепций, однако отражение это имеет свои особенности.

Во-первых, в Автоценозе наблюдается резкое обострение психоэмоциональной сферы человека. Явление это известное, позволю себе процитировать классика:

        «…Люди, обладающие на суше мягким и кротким характером, становятся
грубыми и кровожадными, как только попадают в лодку.
Однажды мне довелось совершить небольшое плавание с молодой леди.
В обычной жизни она была на редкость милым и нежным созданием,
но слушать, как она выражается на реке, было просто страшно.
«Эй, будь ты проклят!» — кричала она, когда на пути попадался какой-нибудь
незадачливый гребец. «Куда прешь! Не видишь, что ли?» А если парус
не устанавливался в нужное положение, она хватала его, грубо дергала и
приговаривала: «Ах ты, паршивец!» И, тем не менее, как я уже говорил,
на берегу она была очень любезна и приветлива…»
<Дж.К.Джером , «Трое в одной лодке…»>

Во-вторых, взаимоотношения Объектов внутри Автоценоза кратно обострены по сравнению с аналогичными взаимоотношениями в обществе. Так, например, если попытки “подвинуть очередь” в магазине стали явным признаком дурного тона и практически не встречаются, то в Автоценозе аналогичные действия распространены повсеместно; если в троллейбусе Вам нечаянно наступят на ногу, да к тому же извинятся, — Вам и в голову не придёт ответить “обидчику” таким манером, что непосвящённый мог бы подумать, что Вы преследуете особо жирного таракана, только что выползшего из Вашей кружки с пивом; в Автоценозе же действия “отплатить той же монетой” — обычное дело.

В-третьих, в России социальная дифференциация общества и нетерпимость представителей различных социальных слоёв друг к другу потеряла остроту в сфере бытовых взаимоотношений, однако в Автоценозе — ничуть не бывало. Человек, сидящий за рулём хоть плохонькой иномарки, как правило, легко превращается в “быка” с налитыми кровью глазами при виде задних фонарей “копейки”, которая тут же превращается в “красную тряпку”; обладатель же отечественного автомобиля день за днём наливается желчью, будучи то и дело “прогоняем” из левого ряда джипами с манерами “носорога”, забывшими выключить фары; при этом плавно нарастающая ненависть к манере вождения владельцев иномарок удивительным образом уживается со стремлением “пересесть” на “настоящий” автомобиль и получить “право” ездить в аналогичном стиле…

Можно было бы продолжать и продолжать описание специфических особенностей Автоценоза как социальной структуры, однако это мы сделаем чуть позже, пока что ограничимся констатацией следующих фактов:

  1. Автоценоз — есть особый мир, с присущими только ему признаками;
  2. Автоценоз живёт по своим собственным правилам;
  3. Автоценоз не хочет и не станет ничего изменять;
  4. Тот факт, что Автоценоз живёт по своим “понятиям”, или по “правилам”, предполагает, что правила поведения представителей Автоценоза могут быть изучены, а полученные знания могут быть применены на практике.

Итак, мы стоим на пороге малоизученного необычного мира в позе любознательного исследователя, пылая жаждой познания этого мира, и в глубине души надеясь, помимо чисто научного любопытства, извлечь из этого некоторую практическую пользу.

Позволю себе привести некоторые выдержки из Свода Правил Исследователя Других Миров:

  • Исследователь (Вы — прим.авт.) признаёт Право Другого Мира Жить По Своим Законам;
  • Исследователь, будучи в режиме Погружения В Другой Мир, не должен своими действиями влиять на естественное для Другого Мира развитие событий;
  • Исследователь должен понимать ценность и всемерно беречь первозданность Ценоза любого вида, будь то планета, населённая восьмиполыми существами с каннибальскими наклонностями, Автоценоз или болото с полчищами комаров;
  • Исследователь не должен применять в оценках действий Представителей Другого Мира свои собственные нравственные, моральные и этические взгляды и установки;
  • Исследователь должен осознавать ценность своих собственных нравственных, моральных и этических устоев и сопротивляться их трансформации под встречным воздействием исследуемого Другого Мира.

Таков неполный список правил, соблюдение которых позволит Вам быть объективным и беспристрастным, каковое условие является непременным как для обеспечения “чистоты эксперимента”, так и для Вашей собственной безопасности. Для тех, кто захочет сменить погоны “рядового исследователя” на лычки “сержанта-исследователя”, нелишне было бы предварительно ознакомиться с блестящими Законами Мэрфи.

Для предстоящих исследований наш социокомпьютер выбрал из числа аборигенов Автоценоза десяток-другой замечательных типажей. С одним из них нам и предстоит сегодня совершить первую вылазку.
Применив метод научного “тыка”, мы выбрали водителя-любителя по имени Юз, который оказался довольно симпатичным смышлёным парнем с живым взглядом и открытой улыбкой.
Итак, Юз садится за руль своей ВАЗ-2108 (это такое транспортное средство, довольно симпатичное снаружи, в меру удобное внутри; оно чем-то неуловимо напомнило нам велосипед “Школьник” из туманного детства), мы, кряхтя и стараясь казаться меньше, располагаемся за его спиной, и готовы трогаться в путь.
Психометрические приборы включены, звуко-, фото-, видео-, теле- и ещё Бог знает какое оборудование — тоже, в том числе новейшее, специально созданное для местного региона исследований, лингвокорректирующее устройство: Преобразователь Непарламентских Выражений ПНВ-1А, который нам настоятельно рекомендовали в Центре как незаменимое приспособление, позволяющее отделять информационные зёрна от плевел и преобразовывать краткие и сочные наименования эмоциональных макросов на куда более сухой и скучный язык психологических терминов и определений.
Юз поворачивает ключ в замке зажигания, и, явно вопреки его ожиданиям, авто заводится с пол-оборота <<приборы отчётливо регистрируют смену напряжённо-неуверенного состояния на нечто близкое к самодовольному блаженству>>. Все мысленно перекрестились, и — в путь!

Первая вылазка

Трогаемся мы не сразу. Надо прогреть мотор. Юзу не слишком нравится эта процедура, секунды становятся всё длиннее и складываются в минуты всё менее охотно; поэтому Юз стремится сократить неприятную процедуру до минимума, и трогается, хотя температура едва достигла 20 градусов. Машина (её зовут Лаура) выражает своё недовольство тем, что “не хочет ехать”, пытается дать понять, что ей “надо проснуться”, однако Юз привычным движением (“…Кто в доме Хозяин?!..”) впрыскивает ей дозу “успокоительного”, слегка вытянув “подсос”, и Лаура смиряется.
Выбираемся из двора, без происшествий проезжаем несколько перекрёстков, и подкрадываемся к Одной Из Лучших Дорог В Мире И Окрестностях — легендарному МКАДу.
Въезд на МКАД охраняется, по-видимому, давним кровным врагом Юза, поскольку последний, завидев предпоследнего, процедил скозь зубы нечто невразумительное, но начисто лишённое доброжелательной окраски.
Впрочем, в благоразумии Юзу не откажешь, проехали мы мимо бдительного стража со скоростью, предписанной ПДД, скорректированной Понятиями Автоценоза на 10 км/час (догадайтесь с трех раз: в плюс или в минус?…:-)
Набираем скорость на полосе разгона и вливаемся в поток.
Юз быстренько смещается во 2-й слева ряд и ищет возможность перебраться в заветный 1-й. Строго говоря, мы никуда не торопимся, на вопрос, зачем нам 1-й ряд, Юз отвечает, пожав плечами, лаконично: “Привычка!”. Такая мотивировка кажется нам малоубедительной, и Юз поясняет, что, во-первых, левый ряд на МКАДе — самый быстрый, во-вторых, отпадает необходимость поминутно перестраиваться, в третьих, в этом ряду… …Тут Юз, бросив короткий взгляд в зеркало, делает круглые глаза и кидается во 2-й ряд, явно подрезав мирный М-2141 и оттормаживаясь перед “Газелью”; мимо нас гордо проносится большой чёрный джип,… нет, не джип — “джипище”, неплохо иллюминированный, прикрывающий своими широкими бёдрами Ауди-100, в которой двое пассажиров наперебой упиваются сознанием собственной значительности.
Едва пропустив джип, Юз метнулся обратно в левый ряд, не обращая внимания на отчаянно мигающую фарами ВАЗ-2104, идущую за джипом в 30 метрах с той же, что и джип, скоростью.
“Угу, обморгайся!…” угрюмо бормочет Юз. “Зато у нас теперь есть Лидер, чтобы распихивать “чайников”… …Да ещё и бесплатный “антирадар”…”.
Юз улыбается, довольный своими удачными действиями, но тут обиженная им 2104, улучив момент, обгоняет нас справа и застраивается не менее бесцеремонно, чем Юз перед ним 16 секунд назад, а заодно смещается чуть левей накатанной подсохшей дороги в жижу около разделителя, значительная часть которой перекочёвывает на наше лобовой стекло.
“Во гад, а??!!…” — реагирует Юз, мгновенно меняя благодушное выражение лица на такое, что мы безоговорочно верим: попадись ему водитель 2104 в тёмном месте — Юз нанёс бы ему несколько десятков рваных ран консервным ножом, р-р-растоптал бы безжалостно, после чего долго и с наслаждением глумился бы над бренными останками… Но — увы, пока Юз борется с грязным стеклом, “четвёрки” уж и след простыл, а сзади нас “подпирают” очередные “баловни судьбы” — на БМВ…
Интересно наблюдать, как Юз перестраивается: он включает поворотник практически одновременно с началом перестроения.
“Как такие действия сопрягаются с требованиями ПДД о заблаговременности подачи сигнала?” — спрашиваем мы.
“Дык, не пустят ведь!”, — в сердцах произносит Юз.
Устраиваем проверку: по нашей просьбе Юз, двигаясь в равномерном потоке во 2-м слева ряду, включает левый поворотник и делает паузу длиной 3-5 секунд, прежде чем начать перестроение. В 8 случаях из 10 водитель, находящийся слева-сзади, успевал “пресечь” попытку перестроения, резко уменьшая дистанцию. Попытки же Юза “настаивать” на перестроении действиями вызывали каждый раз такое противодействие, что мы благоразумно попросили Юза прекратить. Юз, изрядно “заведённый”, повиновался не очень охотно, бормоча проклятия.
Время нашей первой вылазки истекает, мы собираемся покинуть не слишком гостеприимный МКАД, Юз приближается к прекрасно организованной развязке и смещается вправо.
Крайний правый ряд развязки: перед въездом на МКАД томится колонна из 6 автомашин, пропускающих Юза и иже с ним, которые используют для торможения полосу, явно предназначенную для разгона. Вспоминаем, что, въезжая на МКАД, мы точно так же пропускали съезжающие с него машины. На компьютере замигала жёлтая лампа “динамической неоптимальности”. Действительно, если автомобиль, готовящийся съехать с автострады, перестроится в крайний ряд позже, дав возможность въезжающим беспрепятственно разгоняться (причём безо всякого ущерба для собственной динамики), маленьким “тромбом” на дорогах было бы меньше. Однако, такие “глупости” попросту не приходят в голову большинства участников движения.Наконец, мы возвращаемся, испытывая огромное чувство облегчения и благодаря Бога, что десяток-другой ситуаций, которые можно смело назвать аварийными, закончились благополучно, и с удивлением глядим на Юза, который весело щебечет: для него это совершенно нормальная и обычная поездка…
Регистрируем плавно нарастающее лёгкое раздражение

Очевидно, Юз не в курсе, что прогрев двигателя — важная процедура, напрямую влияющая на ресурс мотора

«двойная ошибка»… движение с непрогретым двигателем и приоткрытой воздушной заслонкой («подсосом»), особенно если такие действия «привычны» — отличный способ уменьшить пробег машины до первой разборки двигателя этак на 30.000 км <по данным «Al_Lab»>. Впрочем, мы отвлеклись

впоследствии, обрабатывая показания приборов, мы выяснили, что смена «сдержанно-вежливой настороженности» на «холодное презрение» произошла аккурат в тот момент, когда наше авто пересекло сектор обзора работника ГИБДД единственное слово, произнесённое Юзом в адрес гаишника, было «Блин», однако ПНВ-1А истолковал его как комплекс довольно сильных эмоций, окрашенных в основном в цвета, применяемые для антикоррозийной защиты

характерной особенностью Автоценоза является «центростремительная сила», действующая практически на всех Объектов и заставляющая их держаться по возможности ближе к осевой линии дороги, или в крайнем левом ряду. Сила эта прямо пропорциональна скорости движения объекта и степени его возбуждения, и обратно пропорциональна положению авто в таблице, где первые строки принадлежат Феррари, а последние — самоходным механизмам отечественного производства

отметим, что согнавший Юза джип практически не вызвал у него эмоциональных всплесков, зато «четвёрка», находящаяся в Юзовской «табели о рангах» строчкой ниже «восьмёрки», искренне возмутила его «нарушением субординации»

нам живо вспоминается блестящий фильм «Кин-Дза-Дза»( http://kin-dza-dza.etel.ru/), и мы полагаем, что, подобно одному из главных героев, Юз попросту не смог бы «…жить в обществе, где нет цветовой дифференциации штанов…»

моделируя различные варианты поведения Юза, выясняем, что наиболее безболезненным способом избежать опасного нервного напряжения было бы пропустить «четвёрку» и выползти в левый ряд следом за ней

стараемся, чтобы Юз не заметил нашего восхищения техничными действиями водителя «четвёрки», и с грустью констатируем, что психотерапевтический эффект от его действий — нулевой

Статистика показалась нам удручающей, но небезнадёжной, однако, анализируя мотивации испытуемых, мы выяснили, что оба водителя из “здорового меньшинства” попросту “прозевали” возможность “захлопнуть дверь”: один из них был увлечён беседой с очаровательной спутницей, а второй героически боролся с упавшим между ног кончиком горящей сигареты.
Мотивации же восьмерых были примерно одинаковыми и почти рефлекторными (!); лишь один из них сопроводил свои действия словами: “Ишь, размечтался!”

Наверное, более разумной разметкой можно было бы разделить полосы разгона и торможения, однако, это не всегда возможно…

Удивление и сочувствие вызвал тот факт, что Объекты, весьма разумные индивидуально, вполне способные к тому, чтобы самоорганизовываться и корректировать динамику дорожного движения в сторону оптимизации, применяют свои способности в диаметрально противоположном направлении, дезорганизуя нормальную жизнь дороги ради таких пустяков, как реализация своего ПДДвского преимущества, к примеру, перед теми, кто пытается перестроиться или стоит перед знаком “Уступи дорогу”…

Впрочем, мы не должны вмешиваться в “естественное течение событий”, поэтому ограничимся констатацией фактов и их анализом в поисках закономерностей.



Самые свежие авто новости Украины и мира.